Коммуникации


Коммуникации – важнейшая часть деятельности в будущем. Будущая работа все более становится индивидуальной, но это не означает, что исполнитель изолирован от заказчика. Более того, индивидуализация потребует умению общаться так, чтобы не терять клиентов, получать новые заказы, сохранять отношения после выполнения заказа.

Кроме того, заказы могут быть выполнены лишь при совместной работе с самыми разнообразными специалистами. Получение заказов будет зависеть от навыков правильного общения. Еще раз – уровень умения контактировать будет определять уровень успеха в будущем.

Отработка навыков проходит во время практической деятельности. Этой фразой я подчеркиваю, что на первых занятиях, которые носят теоретический характер, проблема коммуникаций не может быть в центре внимания. А вот получение навыков коммуникаций является важнейшей частью образовательного процесса в ходе практических занятий. Эта тема проходит насквозь через все практические занятия, поэтому она вынесена сюда, на отдельную страницу сайта.

Навыки коммуникаций отрабатываются в процессе обсуждений. Собственный сайт – процесс творческий. Творчество, которое нацелено на рассказ о себе самом через сайт, о собственных увлечениях. Что и как рассказать, какая информация лишняя, а какой не достает, как лучше оформить, на кого информация рассчитана – эти и иные темы для обсуждения инициируются руководителем кружка.

Обсуждение сайта на первых занятиях происходит обычно в негативной фазе. Так, по крайней мере, происходило при моей работе с коллективом. Один член кружка демонстрирует свою работу, а остальные высказывают по ней свое мнение, отмечают недостатки.

Обычно чужой сайт начинают обсуждать через критику. Конечно, недостатков много. Ведь это первый сайт. Отсутствует опыт. Не нужно быть профессионалом, чтобы увидеть недостатки и начать наводить критику. А критика порождает защитную реакцию со стороны создателя сайта.

Негативная реакция на критику – это естественная реакция. Ведь опыт обучения в школе приучает к тому, что замечание учителя ведет к низкой оценке. А можно получить более высокий балл, если смог возразить, отстоять свою позицию, опровергнуть критику. Только с таким жизненным опытом обычно приходят на первые занятия кружка.

И ное дело, когда критика исходит от друга. Ведь он не ставит оценку. Его критика – это желание помочь. К тому же, обычно друзья хвалят, не доставляют отрицательных эмоций. Но всегда ли друг должен хвалить? Как поступит настоящий друг, когда нужно улучшить то, что сделано? Критика друга полезна, если она помогает сделать сайт лучше. Друг – альтруист для своих друзей.

На первых практических занятиях каждый должен уяснить, что его окружают друзья. А раз окружают друзья, то их критика исходит из их желаний помочь, а не обидеть. Так проходит первый этап – этап обучения не обижаться на критику, а пытаться уяснить, чем она полезна. Без критики успех будет ниже, если вообще возможен.

Второй этап отработки коммуникаций – это обучение поиску достоинств. Каждый ищет в работе своих друзей только достоинства.

Этому далеко не просто обучиться, но только поиск достоинств воспитывает необходимые навыки для анализа и для общения. Только так оказывается помощь без потери друзей, а в будущем позволяет иметь партнеров и успешно контактировать с клиентурой. Голая критика может отпугнуть потенциального заказчика, а партнер может обидеться и выполнить работу формально, если вообще согласиться к сотрудничеству.

Не надо обучаться тому, чтобы критиковать. На это способен каждый. А вот обучиться находить достоинства – этому приходится обучаться. Поиск положительного позволяет использовать опыт других. И, конечно, умение видеть достоинства в чужих работах позволяет рассмотреть недостатки в собственных разработках сайта.

Навыки поиска положительного позволит в будущем оценивать сайты из Интернета с наибольшей пользой для себя. Тогда появляется способность заимствования того положительного, что есть в Интернете. Критики не надо бояться, так как это позволяет исправить недостатки, а умение искать положительное позволяет найти для своего сайта наилучшие решения.

На этом этапе обучения руководитель следит, чтобы критических замечаний вообще не было. И не только на этом этапе. И в дальнейшем необходимо стремиться к тому, чтобы критика была конструктивной. Конструктивная критика предлагает возможное решение, а не только указывает на ошибки.

На третьем этапе обучения коммуникационным технологиям учимся заменять прямые критические замечания поиском решений. Не надо говорить о недостатках друзей. Надо подсказать решение, чтобы недостаток был исправлен.

Вам что-то не нравится? А Вы знаете, как сделать лучше? Тогда не будьте прямолинейны, не просто скажите о том, что плохо. Скажите иначе: «Попробуйте рассмотреть другой вариант». А после этого предложите вариант. А еще лучше несколько вариантов. Автор сам их сравнит. Он, может быть, сделает не тот вариант, который ему предложен. Даже может не остановиться на одном из кучи предложенных вариантов. Ведь он имеет свое индивидуальное видение. Он лучше любого учитывает свои индивидуальные навыки. Он может сформировать еще один вариант, прислушиваясь к тем предложениям, которые к нему поступили. И тогда можно будет гордиться тем, что оказали ему помощь. Подчеркну, не тем, что нашли за него вариант, а тем, что показали ему, над чем стоит подумать. Подсказали через свое видением, как можно улучшить результат, предложили свой вариант.

Обратите внимание, что для оценки вновь услышанного варианта необходимо время, чтобы сравнить его с теми, которые рассматривал ранее. Даже в том случае, что этот вариант в какой-то форме уже был в голове. А раз требуется время, то не следует сразу начинать дебаты по нему. Обычно отвечают что-то вроде того: «Спасибо. Это интересно. Я подумаю над этим».

Любой вариант может быть хорошим.

Какой лучше – это решается через сравнительный анализ. Сравнение их на те цели и задачи, которые поставил перед собой создатель сайта.

Не обязательно новый вариант лучше старого. Но предложение обычно заставляет подумать в иной плоскости. А это не редко приводит к еще одному, к третьему варианту. Если третий вариант не найдется сразу, то он обязательно созреет в дальнейшем.

Групповые занятия позволяют сформировать коллектив творческих людей, способных в дальнейшем взаимодействовать. Они не просто познакомились в ходе практических занятий. Они хорошо знают, кто чем увлекается, кто что умеет, у кого какие цели. Это отличная база для того, чтобы не расстаться после кружка сразу и навсегда, а искать формы для сотрудничества, взаимодействия, для решения совместных задач.

К примеру, это могут быть ссылки со своего сайта на сайт того, с кем вместе работал в кружке.

К этому необходимо добавить, что преподаватель обучается всем навыкам вместе со своими воспитанниками. С каждой новой группой он будет получать все больший опыт. А это ему поможет показывать своим подопечным, как уходить от негативных оценок к помощи через поиск альтернатив. Воспитанникам нужно показывать примеры формулировок в ходе занятий. Конкретные формулировки, которые время от времени предлагаются на занятиях, способствуют быстрейшему освоению коммуникационных технологий.